Как сообщает “Коммерсант Украина”, 21-й раунд переговоров по соглашению об ассоциации был внеплановым. В ходе предыдущего раунда 25 октября не был достигнут прогресс ни по одному из спорных вопросов, и стороны взяли паузу в переговорах на неопределенный срок. Ситуация изменилась в начале минувшей недели после визита в Брюссель первого вице-премьера Андрея Клюева. Как рассказали собеседники издания, Клюев предложил ЕС компромиссный пакет по всем спорным положениям СА, после чего была достигнута договоренность о скорейшем проведении формальных переговоров.
Пятничные переговоры длились лишь около двух часов, а по их завершении обе стороны заявили об успехе.
“ЕС приветствует очень значительный прогресс, достигнутый в ходе сегодняшнего раунда”,— заявил официальный представитель Еврокомиссии Петер Стано.
“Остался один спорный момент — Украина настаивает на упоминании в тексте о своей европейской перспективе”,— дополнил его премьер-министр Украины Николай Азаров.
Помимо европейской перспективы, в СА оставались нерешенными еще два ключевых вопроса — срок действия договора и введение норм Римского устава Международного уголовного суда (МУС) в украинское законодательство. ЕС требовал, чтобы Украина взяла обязательство подчиняться решениям МУС, для чего необходимо, в частности, внести дополнения в Конституцию, предусмотрев юрисдикцию МУС. Киев на протяжении четырех лет переговоров не давал на это согласия, что было продиктовано тактическими соображениями — Украина оставляла козырь для торговли с ЕС на завершающем этапе переговоров и уступила лишь на 21-м раунде.
“Учитывая особенности процедуры, Киев сделает отдельное заявление, в котором пообещает внести в Конституцию необходимые изменения”,— рассказал один из собеседников.
Спор по сроку действия договора, в отличие от предыдущего вопроса, имел ключевое значение для Украины. ЕС настаивал, что СА должно иметь бессрочный характер, его базовые положения должны оставаться незыблемыми, а пересмотр отдельных положений возможен лишь с согласия обеих сторон. Украина требовала ограничить действие договора десятилетним сроком и предусмотреть, что через пять лет должен состояться комплексный пересмотр всего текста СА.
В пятницу ЕС пошел на значительные уступки, что позволило достичь компромисса. Формально будет зафиксирован период действия СА, но предполагается возможность “автоматического продления срока действия договора при согласии сторон”, рассказал украинский дипломат.
“Мы согласились на право одной стороны инициировать глубокий пересмотр договора”,— добавил его европейский коллега.
Несмотря на то, что участники переговоров объявили об отсутствии договоренностей по поводу европейской перспективы, стало известно, что компромисс был достигнут и по этому пункту, однако Киев принял решение не фиксировать его документально. Здесь на уступки пошла прежде всего украинская сторона, которая отказалась от требования о прямой фиксации необходимых норм в преамбуле СА. Как утверждают собеседники в обеих переговорных командах, вместо этого украинская сторона готова сделать одностороннее заявление о своей “европейской идентичности” и о том, что “конечной целью СА является полноценное членство Украины в ЕС”.
“Украина наконец-то выразила готовность к одностороннему заявлению о своей перспективе, и мы очень этому рады. Это выход из нынешней ситуации. ЕС не будет препятствовать такому заявлению Украины”,— заявил источник во внешнеполитической службе ЕС.
Выбор пути одностороннего заявления создает для Украины имиджевую проблему, поскольку ранее украинское руководство и представители МИДа неоднократно декларировали, что без четкой фиксации европейской перспективы в тексте СА “соглашение будет пустым” и подписывать его не имеет смысла. Однако во внешнеполитическом ведомстве полагают, что смогут справиться с этой задачей.
“Я кому угодно докажу, что соглашение в любом случае содержит европейскую перспективу! По сути, СА является дорожной картой подготовки Украины к членству, это следует из множества его положений”,— заявил дипломат, участвовавший в работе над договором.
Украинские дипломаты напоминают также, что в аналогичной ситуации оказалась Польша в 1991 году. Тогда в ходе переговоров по соглашению об ассоциации Евросоюз также отказался фиксировать европейскую перспективу, и Варшава приняла решение сделать одностороннее заявление о подготовке к вступлению в ЕС. В 2004 году, после имплементации данного договора, Польша стала полноправным членом Евросоюза.
Задачу МИДа облегчит и поддержка экспертного сообщества. Ранее эксперты, специализирующиеся на европейской тематике, обнародовали совместное заявление о том, что подписание СА и его имплементация сами по себе приближают Украину к вступлению в ЕС. В данном заявлении также отмечалось, что Киев должен отказаться от невыполнимого требования о фиксации перспективы в тексте СА.
Мотивация отказа Киева от фиксации достигнутого компромисса пока неизвестна. Одной из причин может быть тот факт, что Украина до сих пор не уверена в готовности Брюсселя парафировать договор в нынешнем году. Это событие может быть отложено из-за того, что ЕС констатирует проблемы с демократией в Украине. Сегодня против парафирования выступают не только ряд стран-членов, в том числе влиятельная Германия, но и значительная часть депутатов Европарламента. Если в итоге ЕС откажется парафировать договор, Украине может быть выгодно оставить неурегулированной одну позицию, чтобы в дальнейшем возобновить дискуссию по чувствительным положениям СА в более выгодных политических условиях.
Другой причиной может быть желание высшего руководства Украины принять участие в переговорном процессе. В пятницу вечером миссия Украины при ЕС объявила, что переговоры по вопросу о европейской перспективе и идентичности будут проводиться “на политическом уровне”. Это создает повод для визита в Брюссель Виктора Януковича, который по итогам переговоров со своими коллегами сможет объявить о достижении того компромисса, который был фактически согласован рабочими группами на минувшей неделе.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”