Решение о переходе с 10-летнего на 12-летний срок обучения в Украине было принято 9 лет назад. Сторонники идеи продления учебного процесса декларировали: наконец детям хватит времени и на образование, и на внешкольную жизнь. Планировалось, что в первом классе не будет никаких домашних заданий и оценок – весь год маленькие школьники будут только адаптироваться к школьным условиям. Что касается выпускных классов – то ученики вместо повторения материала – могли бы углубленно изучать какую-либо отдельную специальность и быть “полуспециалистами” сразу после окончания школы. Но существенных изменений в сфере образования так и не произошло, констатирует Александр Сидоренко, который долгое время занимался вопросами образования в Харьковской области.
Возврат темы о десятилетке – это попытка некоторых педагогов снять с себя ответственность за некачественное обучение детей, считает Александр Леонидович, потому что сейчас дети ходят в школу не за знаниями, а только за домашними заданиями:
Александр Сидоренко, директор Харьковского регион. центра оценивания качества образования: «Ніж мені створювати інтенсивність навчального процессу, щось шукати, думати, краще ми будемо навчати їх 10 років, завалимо їх домашніми завданнями і хай вони собі як хочуть, а дитина в 10-11 класі, це вже доросла дитина, на хіп-хоп халутра не проходить, ось чого ми боїмося, треба працювати, треба показувати, що в тебе є знання, їх треба дати, а це непросто».
Коллега Александра Сидоренко – экс-начальник областного управления образования и науки Вадим Лунячек также считает: 12 лет – оптимальный период для получения полного образования, но условия для этого в Украине до сих пор не созданы. По отечественным нормативам школьники должны отсидеть за партами более 10 тысяч часов, примерно столько же учатся в Бельгии и Франции, говорит Лунячек. Поэтому если Украина равняется на европейский опыт, темпы снижать нельзя:
Вадим Лунячек, кандидат педагогических наук: «В принципі дитина не повинна бути перевантажена, тим обсягом інформації, який весь час оновлюється, якщо ми будемо ідти на зниження обсягів інформації, в середній школі, то в результаті ми будемо не кокнкурентноспроможні в реаліях сучасної економіки».
Учитель с почти тридцатилетним стажем, директор Харьковского университетского лицея Сергей Дьячков, наоборот, считает продление срока школьного образования скорее ошибкой. Говорит: слепое копирование достижений Европы без учета местного менталитета – может только навредить. Образование нужно не продлевать, а оптимизировать, говорит Дьячков. Задача учителя – научить ученика учиться, а не излагать ему сокращенную версию университетских программ:
Сергей Дьячков, директор Харьковского университетского лицея: «В январе месяце был в Германии, у них 13 лет в школе учатся, 13 лет, теперь они решили сократиться. Они поняли, что в связи с этим тринадцатилетним образованием они обрекают своих школьников на поздний социальный старт. 13-12 лет в школе, 5-6 в вузе, четверть века лишь на учебу …мы можем воспитать инфантильное поколение».
Мнения школьников разделились: одни считают идею продления сроков обучения – удачной, другие говорят, что грызть гранит науки столько лет может надоесть.
Анвер, 11 класс: «Я считаю, что 12-ый год – это ненужная мера, так как 10 лет обучения дают мне базовые знания, чтоб поступить в университет и в дальнейшем пользоваться знаниями».
Ярослав, 9 класс: «Я считаю, то, что я буду заканчивать школу в 18 лет, я считаю, что это правильно, потому что процесс изложения информации растягивается, и обычный материал, который ученик должен узнать, уменьшается».
Очередной эксперимент в области образования пока завис в воздухе. Никаких комментариев профильное министерство по этому поводу не обнародовало, поэтому тема остается открытой для обсуждения.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/09_10_27_Shkola.FLV”);
s1.write(“container”);
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”