В Брюсселе парафировали половину договора об ассоциации

Автор АТН

Вчера замминистра иностранных дел Павел Климкин и руководитель делегации ЕС на переговорах Мирослав Лайчак завизировали политическую часть соглашения. Приложение — договор о зоне свободной торговли — пока осталось не парафированным. Точнее, замминистра экономики Валерий Пятницкий и замгендиректора Торгового гендиректората ЕС Петер Балаш поставили свои подписи только на первой и последней страницах своего приложения. Как сообщил нам источник в структурах Евросоюза, текст по ЗСТ будет парафирован до конца мая.

Причина, по которой половина текста осталась несогласованной, многим непонятна. Источник в Администрации президента высказал недоумение по данному поводу: «Это точно не по нашей инициативе. Да, зона свободной торговли более выгодна в краткосрочной перспективе Евросоюзу, но условий лучше мы все равно не получим. Наивно полагать, что они откроют нам свои рынки, а нам позволят обложить их товары пошлинами».

Что-то не устраивает ЕС? «Я не слышал от их представителей каких-либо претензий по тексту о зоне свободной торговли на предварительном этапе переговоров», — недоумевает и экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Климкин перед отъездом в Брюссель сказал, что речь идет о возможности внесения «чисто технических правок», которые ничего изменить не могут. Источник в евроструктурах также сказал нам, что речь идет о чисто технической стороне — мол, тексты на разных языках просто не сверены. Но это выглядит странно, так как об окончании переговоров по зоне свободной торговли объявили на месяц раньше, чем о том, что согласована политчасть договора.

Не все ясно и с политической частью. С одной стороны, все уверяют, что в ней нет упоминания о перспективе вступления Украины в ЕС, на котором Киев настаивал осенью. С другой — в декларации по итогам саммита Украина-ЕС в декабре прошлого года было упомянуто, что отношения между Украиной и Евросоюзом строятся на основании статьи 49 Лиссабонского договора, — а это как раз статья, которая регулирует вопросы членства в ЕС. Иными словами, если парафирование договора с ЕС можно назвать помолвкой Украины с Европой, его подписание и ратификацию — свадьбой, то ссылка на статью 49 Лиссабонского договора — это как бы обещание Евросоюза, что после свадьбы жених с невестой будут жить вместе. Но декларация декларацией, а в реальном «брачном контракте» такого пункта нет.

Окончание истории с парафированием договора об ассоциации вряд ли приблизит Украину к подписанию этого соглашения и его ратификации в парламентах стран Евросоюза. По крайней мере, Германия уже дала понять, что ее бундестаг за ратификацию голосовать не будет. «Прежде чем соглашение вступит в силу, его должны одобрить все страны-члены ЕС. Такой готовности сейчас нет», — заявил глава комитета бундестага по делам ЕС Гюнтер Крихбаум. По его словам, ключевыми причинами нежелания большинства парламента ратифицировать договор являются отсутствие в Украине независимой системы правосудия и проблемы со свободой слова. «И дело не только в Германии, — уверен политолог Владимир Корнилов. — ЕС в целом не готов к тому, чтобы соглашение вступило в силу. Британскому премьеру Кэмерону невозможно будет объяснить своим избирателям, почему он — после слов о политическом аресте Тимошенко — вдруг призовет голосовать за ратификацию. Не случайно в ЕС стараются сделать все, чтобы их пресса не заметила ни парафирования, ни встречи ван Ромпея и Баррозу с Януковичем в Сеуле».

Сегодня

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше