Общаться только со своими. Ни брить бороду, ни курить, ни танцевать. Таковы обычаи староверов. Жители небольшого села Гурьев-Казачек в Харьковской области уже четвертое столетие придерживаются этих традиций.
Если не Гурьев, значит Протопопов. В этом селе нелегко найти человека зная лишь фамилию. Здесь живут триста Гурьевых, еще столько же Протопоповых и чуть больше сотни человек с другими фамилиями. Матрена Гурьева старовер в тринадцатом колене. Всем канонам и обрядам старой веры ее учили родители. Теперь детей и внуков учит она.
Матрена Гурьева:
“Разница есть – крест у православных вот так молятся. У староверов вот так. Во всех книгах, у меня есть книги родительские пооставались, я умею читать. Там описывается. как крест складать. Раньше была такая вера. И потом у староверов строго настрого молятся крест положить вот так – а у православных покрутили и все.”
Старообрядчество возникло в семнадцатом веке. Тогда, часть верующих не приняла новые исправления в рукописных церковных книгах. Люди продолжали жить по старым канонам – селится обособленно, женится только на своих. Отсюда и однообразие фамилий. Самым же серьезным грехом у староверов считалась женитьба без согласия родителей.
Василий Гурьев:
“Пришел украинец с Басова. Понравилась ему староверка. Мать настояла. Если не примешь старообрядчество, значить отдам дочку. Пришлось его в бочку окунать. Старички его обряд провели своего рода, Назвали его Харитоном. Был Василий Афанасьевич, а стал Харитон Афанасьевич.”
Сейчас в селе работает свой краеведческий музей. Столетние орудия труда, предметы быта, фотографии. Староверы гордятся собранием, стараются постоянно пополнять коллекцию. Церкви же в Гурьевом – Казачке нет. Есть только молитвенная комната. Одна и для православных и для староверов.
Василий Гурьев:
“В этом году открыли мы комнату, молитвенную. Там иконы и староверовские и православные. Но вот православные – идут. А из староверов – не будем нарушать, что наши предки чего держались.”
С каждым годом староверов в селе становится меньше. Раньше, когда за веру преследовали, люди держались друг за друга, дорожили своим прошлым, рассказывают местные жители. Сейчас молодежь стремится уехать в город. Единственным напоминанием о старообрядцах остается фамилия.
Ольга Соболева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”