Пока депутаты только корректируют правила, по которым намерены избираться в следующем году, эксперты уже измеряют новый закон по шкале фальсификаций. Изменения уже раскритиковала Венецианская комиссия, которая неоднократно настаивала: закон не должен постоянно переписываться под очередные выборы, когда партия власти создает выгодные для себя условия. Но европейцы, говорит руководитель всеукраинского «Комитета избирателей», даже не представляют, насколько могут быть изменены условия игры, ведь им представили другой документ, не тот, который оказался в парламенте.
Александр Черненко, глава «Комитета избирателей Украины»: «Сказати, що Венеціанська комісія аналізувала законопроект, який зараз планується прийняти, ні! Ми маємо такий обман виборця. Принципові речі, як виборча система, як 5 %, високий бар’єр, як можливості зняття кандидатів з реєстрації, на жаль не були предметом розгляду Венеціанскої комісії, а саме тут ховаються найбільш проблемні моменти».
Изменения избирательной системы с пропорциональной на смешанную – главный камень преткновения сторонников и противников проекта. По мнению первых, это позволит обновить состав и привести в Раду людей, ответственных перед избирателями, другие уверены – эти депутаты могут стать разменными фигурами для более опытных игроков.
Валерий Рубан, политолог: «60% нынешних депутатов народных на мажоритарных округах никогда бы не были избраны. Они не умеют говорить, они не знают существо проблем, им махнули рукой, дали отмашку, они нажали кнопку. Он не читает, он не понимает в этом законодательстве ничего, и помощники у него такие – девочки и мальчики, которые занимаются их обслугой и ничего не понимают в законодательстве. Когда придут люди, избранные на мажоритарных округах – они самостоятельны, они экономически независимы, они богаты, они сумели завоевать доверие избирателя, получили мандат – с ними трудно договариваться».
Александр Романюк, политолог: «Такое у нас законодательство, что абсолютно честно вести бизнес у нас нельзя, у каждого бизнесмена есть хвостик в теневой сфере и тогда его легко за этот хвостик потянуть и заставить вступить в бильшисть. Эта также была искусственно сформирована бильшисть во время выборов 2002 года, когда силы пропрезидентские – «За Украину» и СДПУ (о) получили только 18% голосов по пропорциональной системе, а была создана пропрезидентская бильшисть».
Уровень фальсификаций 2002 года и нарушений на местных выборах 2010 года – именно такой неутешительный прогноз для следующей предвыборной гонки дают не только политологи, но и юристы, и независимые наблюдатели. Ведь сейчас законопроект предусматривает, что избирательные комиссии без решений суда, имеют право снимать кандидатов с регистрации после предупреждений. Такая норма, считают специалисты, – незаконная, и местные выборы доказали, что она может привести к тому, что в списках останутся только бело-голубые кандидаты, как это было в некоторых городках Донбасса в прошлом году. Но она должна и может быть отменена Конституционным судом, считают юристы. Как и норма относительно двойных шансов быть избранными кандидатов, которые выдвигаются и по спискам, и по округам.
Федор Вениславский, кандидат юридических наук: «Очень большая вероятность, что Конституционный суд многие положения, в том числе эта двойная возможность баллотироваться и возможность отмены регистрации, я думаю она может быть признана КС неконституционной».
Но даже при этом у определенных кандидатов и сил останутся вечные способы манипуляций: влияние в день голосования с помощью вкидывания и порчи бюллетеней, использование админресурса, неразбериха со списками избирателей, которые так и не приведены в порядок, подкуп. Все эти манипуляции, не скрывают специалисты, будут еще более востребованы в округах.
Валерий Рубан, политолог: «Подкуп существует с самого начала, как только мы изобрели демократию, избирательную систему, с того момента несколько тысяч лет назад люди умные, хитрые начали придумывать разные системы, которые позволяют подкупать избирателя. Но посмотрите – приходит этот человек, и он начинает помогать школе, строить газопровод, он, пользуясь своим влиянием, если его изберут, идет и говорит: вот у меня 4 района, если ты дашь мне в каждый район по миллиону-два из бюджета, то я обеими руками проголосую. Это сделка, но в итоги выигрывает кто? Рядовые избиратели».
Но угроза в том, говорят эксперты, что рядовые избиратели действительно во время кампании будут вынуждены получать информацию только от кандидатов, которые их подкупают. Никаких альтернативных источников. Ведь законопроект предусматривает лишение лицензии или их приостановление для тех СМИ, которые нарушают избирательное законодательство. А это, говорят независимые наблюдатели, могут использовать чиновники, которые и сейчас уже пытаются зачистить информационное пространство, как, например, в Харькове, где все неподконтрольные властям телеканалы – АТН, «А/ТВК», «Фора» лишены телеэфира.
Александр Черненко, глава «Комитета избирателей Украины»: «Що це почалось за рік до виборів, це свідчить, що дійсно, не чекаючи вибочої компанії, просто зачистити інформаційне поле, треба розбиратись. Це, безперечно, накладе свій відбиток на виборчій процес, тому що головне джерело для виборця – це, безперечно, телебачення й коли він лишається цього каналу інформації, це, безперечно, впливає на його вибір».
При этом все эксперты соглашаются, что прозрачность избирательной кампании обеспечивает не только и не столько совершенное законодательство, сколько политическая воля чиновников относительно недопустимости нарушения законодательства.
Анна Черемнова, Марина Николаева, Светлана Сирык
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”