«Выбиться в люди» из провинциального Харькова, а именно – с переулка Кравцова, 7, где жила семья Гурченко, помогли Людмиле ее самоуверенность и родители. Ни война, ни голод, ни нищета не отвлекли Люсю от цели — стать звездой. Соседка по парте Гурченко — Ирина Тоцкая вспоминает, ее курносенькая подружка была еще та.
Ирина Тоцкая, одноклассница Гурченко: «У кого-то там бублик откусит, дети в рев, – та ты будешь гордиться, что тебе Гурченко бублик откусывала! Но вот это ее характер такой, она ко всем относилась так».
Гимназию №6 Гурченко закончила в 1953 году, и сразу отправилась покорять Московский институт театрального искусства. Там конкурс составлял 400 человек на место. Но любимые школьные ступеньки не забывала. Директор заведения Леся Зуб говорит, как-то накануне 8 марта, она столкнулась с Людмилой Марковной, которая разгуливала по коридору.
Олеся Зуб, директор гимназии №6: «Переді мною стоїть жива Гурченко. В чорному костюмі, елегантна і спокійно ходить по залу. Я кажу, Людмила Марківно, і далі мовчу, не знаю, що сказати. А вона, – я знаю, знаю, я люблю робити несподіванки».
Чопорная столица не сразу приняла Гурченко в свои объятия. Харьковское «шо» – било по ушам коренных москвичей. Актриса признавалась, очень старалась избавиться от акцента, но ей это так и не удалось.
Людмила Гурченко, актриса: «Я шла по Арбату, и (поет): «Слався, Харків, слався, рідне місто, і з руїни вставши назавжди , вот это я помню».
«Карнавальная ночь» – вроде бы осуществила ее заветную мечту, и ошеломляющий успех обрушился на Гурченко. Но с середины 50-х ее не снимают, как говорили раньше, три пятилетки подряд, убогие концертные площадки, копеечные гонорары. Родной город во время травли Гурченко молчал, как и все остальные. Только в конце 90-х первые лица Харькова осмелились протянуть руку поддержки и пригласили Гурченко на день города. Прима ответила – обиду помнит.
Константин Шердиц, друг Гурченко: «Она очень ранимый человек, из подворотни гавкнули, она очень ранимая, и восприняла как обиду, от имени города, и когда я ей звонил, она говорит – 40 лет Харьков мне не звонил, когда было сложно и трудно, ну, я, вы понимаете?»
Чтобы как-то загладить вину, на 70-летний юбилей Людмилы Гурченко харьковчане решили поставить актрисе памятник в центре города, вблизи Оперного театра. За полтора месяца эскиз был готов, единственное, что просила Людмила Марковна, что бы ее двойник не очень улыбался. Но увидеть Гурченко в бронзе так и не удалось – памятник до сих пор пылится в мастерской скульптора.
Сейфаддин Гурбанов, скульптор: «Вот она перед фонтаном, как бы поет, а это вода, музыка, шум, создает условную музыку — вот такая идея была, но резко все поменялось, на день города хотели открыть и все отложили — и до сегодня мы не установили».
Поэтому положить цветы к памятному знаку, посвященному Людмиле Гурченко, в Харькове пока негде. Современные посетители Дворца детского творчества, в который маленькая Люся ходила, как к себе домой, сегодня даже не знают, кто эта уважаемая женщина.
Михаил Макеев, директор Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества: «О-о-о, а она харьковчанка? Не знают, ну, это, наверное, мы — педагоги, не доработали, может, что-то другое».
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/11_03_31_Gurchenko2.FLV”);
s1.write(“container”);
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”