В любом случае, события на Кавказе заставили Запад задуматься о том, как выстраивать отношения с Кремлем дальше. Одни предлагают продолжать расширение НАТО и применять санкции, другие – перестать провоцировать у “русского медведя” паранойю и проявить к нему большее уважение. В своей статье по обзору прессы отмечает Inopressa.ru
Cудя по обстановке в занятом российскими войсками городе Гори, россияне пока не собираются уходить, сообщает корреспондент The Washington Post Джонатан Файнер. В минувшие выходные российские солдаты продолжали патрулировать улицы на бронетранспортерах, рыли укрепленные позиции для танков вдоль шоссе к востоку и западу от Гори, а также доставляли оборудование для теле- и радиовещания на русском языке. “Радуйтесь, что мы перестали стрелять”, – посоветовал молодой российский капитан, отвечая на вопрос о том, скоро ли уйдут войска.
Россия хочет внушить соседним независимым государствам, что попытки сблизиться с Западом дорого им обойдутся. Но принятие этой логики означало бы возвращение к существовавшей в годы холодной войны системе вассальных государств, а Запад этого допустить не может, указывает WSJ. Если Запад сохранит твердость, ему удастся объяснить Путину, сколь высока политическая цена выхода за границы нормальных отношений. Обскакать Грузию было легко. Но нельзя допустить, чтобы легкими оказались и последствия, пишет газета.
Не стоит подпитывать паранойю русского медведя, соглашается и The Independent. Очевидно, что США, Великобритания и прочие страны Запада не станут ввязываться в войну с Россией, чтобы защитить Грузию. Так зачем было приглашать Грузию в НАТО? Михаил Саакашвили хотел присоединиться к альянсу именно потому, что данный шаг означает конфронтацию с Россией. Он проявил себя недальновидным политиком и допустил катастрофическую ошибку, приказав атаковать Южную Осетию.
Пусть гордыня и паранойя России выглядят немотивированными, но они реальны и с ними нужно что-то делать, говорится в редакционном материале. Это не значит, что их нужно умиротворять, но так же очевидно, что не нужно их и провоцировать. Запад должен зарубить это себе на носу, пока не разразился новый, еще более серьезный кризис – вероятнее всего, на Украине. Если грузинский конфликт сыграет роль прививки против подобных угроз в будущем и ознаменует конец экспансии НАТО – тогда, может быть, лето 2008 года запомнится чем-нибудь позитивным. Но это возможно лишь в том случае, если западные лидеры отнесутся к опасениям российской стороны с пониманием и сменят тон в разговоре с Москвой.
Британская The Guardian анализирует ситуацию, которая сложилась в западных СМИ в дни конфликта. Первоначально газеты почти не имели понятия, что именно происходит в Южной Осетии и Грузии, и не располагали достаточно крупными ресурсами, чтобы это выяснить. Однако в эпоху круглосуточного информационного вещания пресса не может дожидаться, пока репортеры прибудут на место событий. Читатели хотят читать о бомбах, танках и числе погибших. Им надо, чтобы кто-то пояснил, где тут люди доброй воли, а где злодеи. Поэтому умелый пиар правил бал.
Поначалу Михаил Саакашвили, который говорит по-английски и именует себя демократом, выглядел в глазах западной прессы воплощением добродетели. Кроме того, ему помогало международное пиар-агентство Aspect Consulting, ежечасно выпускавшее пресс-релизы. “Россия продолжает наносить удары по гражданскому населению”. Тбилиси, столица Грузии, подвергся “массированной” бомбардировке. Сбитый российский самолет оказался “ядерным”. “Поставки энергоносителей” в Европу оказались под угрозой. В страну не пропускают “гуманитарный груз”. Но конфликт продолжался, и его освещение в прессе стало более сбалансированным. Пресса все чаще изображала Саакашвили своекорыстным глупцом, который вляпался в войну, которую обречен проиграть.
Тем не менее, грузинская сторона в итоге оказалась более ловким игроком в пиар-игры. Западных корреспондентов охотно пригласили в Гори и показали им районы, разбомбленные, как утверждается, российской стороной. Саакашвили устраивал телефонные пресс-конференции для зарубежных журналистов, появлялся в эфире новостных телеканалов и даже нашел время через несколько часов после начала войны написать статью в The Wall Street Journal. Россия, напротив, мало кого допускала в Южную Осетию. Ее правительство не попыталось осуществить наступательную кампанию в прессе. Как сострил один источник: “Пресс-релиз не входит в число обычных инструментов российского правительства”.
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”