С первых дней войны и до сегодняшних – армии помогают волонтеры – на фронт они везут все, от печенья до БТРов. На помощь военным потрачены миллионы гривен, собранных через фонды и группы. При этом новые волны мобилизации показали, что нередко новые бойцы, которые приходили на замену демобилизованным опять оказывались буквально голыми и босыми, а главное – без доброго спецснаряжения. Его на память о войне некоторые солдаты забирали с собой. Иван Кравченко – один из тех, кто и сам успел повоевать, а теперь помогает армии. Он рассказывает, что решить проблему внутреннего мародерства не просто. Ведь если поставить вещи на официальный учет, за их утерю, даже если это будет простой бушлат, платить солдат за него должен будет из своей невысокой зарплаты.
Иван Кравченко, демобилизованный
Сталкивались, в некоторых случаях ставили на учет вещи официальный в части, но с этим могут быть проблемы, потому что если это например какой-то беспилотник, то тогда в случае его утраты солдаты должны его компенсировать. А механизм постановки на учет при нулевой стоимости не продумывался. Были случаи, когда бойцы просто не отдавали вещи, там втихаря.
Беспокоятся волонтеры не за продукты и вещи, которые снашиваются в полевых условиях гораздо быстрее, чем просто во время строевой службы. Их никто назад не требует. Речь идет о специальном оборудовании – тепловизорах, рациях, редкой амуниции, генераторах, – которое стоит тысячи гривен и на которую очень сложно собрать средства. На “гражданке” это лишь военные трофеи, а на войне реальный способ спасти жизнь украинским бойцам. Тем более, что Минобороны нередко такими предметами обеспечить армию в нужном количестве не может. Чтобы они не уходили на сторону, волонтеры придумали систему личных договоров.
Игорь Черняк, волонтерская группа “Сила допомоги”
Мы когда отвозим волонтерскую помощь от группы, мы всегда контролируем дальнейшее использование вот этих товарно-материальных ценностей, то есть те вещи, которые ценные, мы их передаем под акты, под акты конкретным служащим вооруженных сил. И после того, как они уходят на дембель, у нас есть зафиксированное серийный номер и так далее, и что это передается во временное пользование в зоне проведения АТО и так далее. Соответственно, мы созваниваемся с бойцом и дальше определяем судьбу.
В дальнейшем, рассказывает Игорь, спецоборудование либо передают кому-то в этом подразделении как бы по наследству, либо, если весь батальон уходит в тыл на ротацию, тем, кто приходит им на замену. Таким образом, девиз все для армии, все для фронта остается в действии.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”