“Изумрудный городок” социально реабилитационный центр для детей-сирот в Святогорске. Раньше, в мирное время, здесь посменно отдыхали дети-сироты со всей Донецкой области. Теперь этот центр стал постоянным домом для детей из зоны АТО.
Олег Власенко, воспитанник «Изумрудного города»
Лето, лето к нам пришло, стало сухо и тепло. По дорожке ходят ножки босиком.
Четырехлетний Олег Власенко чувствует себя в “Изумрудном городе” уже как дома. Он попал сюда с началом военных действий – детский дом из Донецка успели эвакуировать. За полтора года маленькие жители городка привыкли к новым воспитателям, им здесь нравится, говорят, что в столовой даже “добавку” дают:
Олег Власенко, воспитанник «Изумрудного города»
– А тебя здесь хорошо кормят, расскажи?
– Да! Мне дают «бабавки», дают по многу, дают конфеты, угощают печеньем, угощают яблоками.
А это Кристина Бехер – история ее переезда в Святогорский оздоровительный центр началась прошлым летом. Она и ее маленькая сестра воспитывались в детдоме в городе Снежное, это Донецкая область. В июне 2014-го их должны были вывезти в детский лагерь в Кривой рог на каникулы, но на одном из блокпостов боевики “ДНР” оттеснили сопровождающих и похитили детей – сначала их отправили в Ростов, в Россию, позже удалось вернуть сирот в Украину. Сестры Бехер и еще несколько десятков детей начали привыкать к “Изумрудному городу”, но Кристина хотела домой в Донецк, и в январе 2015 года, проехав все блокпосты самостоятельно, убежала на оккупированную территорию. Девочка считала, что там ее дом, но жизнь по законам “ДНР” оказалась не такой радужной:
Кристина Бехер, воспитанница “Изумрудного города”
Думала ну вот я дома, и все хорошо – поучилась немного, но вижу, что дела не выйдет, но там никаких перспектив – куда поступать? ДНРовский аттестат выдают, его не принимают ни в Украине, ни в России. Я думала поступать на Украину, думала знакомые были, но директор как узнала, что мы хотим документы переправить в школу экстернатов, она обрезала все выходы в интернет, документы забрала и какой выход? Мне сказали такую фразу: ты можешь уйти отсюда так же, как и пришла.
Кристина Бехер больше не хочет покидать “Изумрудный город”, планирует здесь окончить школу и получить высшее образование в Украине. Богдан Кострица в этом году выпускник, он хочет поступать в Киевский университет культуры – мальчик никогда не видел своих родителей, они сейчас в России, он хочет использовать все возможности, которая дает Украина, чтобы осуществить свою мечту и стать певцом:
Богдан Кострица, воспитанник “Изумрудного города”
Родители как бы еще не проснулись, – они не хотят со мной разговаривать, я не знаю, я их даже никогда не видел, в интернате я с 6 лет, а маму с папой я не видел с трех лет. Во-первых, мне надо хорошо учиться, это касается каждого ребенка и меня в том числе, сдать ВНО, и, конечно же, английский.
– Здесь есть такая возможность?
-Есть и даже очень хорошая.
Таких как Богдан, Кристина и Олег в “Изумрудном городе” почти двести человек. Их вывозили в авральном порядке без документов, личных вещей. Все пришлось возобновлять уже здесь, а боевики до сих пор не отдают необходимые документы, рассказывает директор заведения Галина Демченко:
Галина Демченко, директор центра “Изумрудный город”
Практически на 95 % мы восстановили документы, самая большая сложность – это медицинские документы, потому что они ведутся только в бумажном виде, у нас нет данных о прививках детям – нам не дают этих документов. У нас не было такой статьи расходов финансирования, как приобретение одежды детям, приобретения обуви и дети остались в летней одежде.
Пришлось обращаться к благотворителям, которые помогли приобрести необходимые вещи, одежду, школьные принадлежности на первый случай. Сейчас уже опеку над детьми взяло на себя государство, они всем обеспечены, говорят в социальном центре, но вопросы душевного спокойствия и лечения травм психологических у переселенцев остаются открытыми.
Татьяна Ковалевская, заведующая медкомплексом “Изумрудного города”
Для них вот те интернаты, которые остались в Донецке, Снежном и в Амвросиевке – это их дом, это их стены, это их мамы… Им это надо было пережить. Пришлось потреблять те медикаменты, которые мы раньше не применяли.
“Изумрудный город” этот территория без войны. Здесь разговаривают лишь о мире и сейчас готовятся праздновать 20 лет со дня основания лагеря, а в настоящее время и интерната для детей переселенцев.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”