До последнего времени позиция евроструктур была прямо противоположной. Так, мониторинг Совета Европы регулярно указывал на то, что в Украине у нацменьшинств нет возможности получить полноценное (от начального до высшего) образование на родном языке, а также на то, что государство устанавливает языковые ограничения для частного бизнеса (в частности, в сферах СМИ и кино). Это же было записано в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в июле 2010 года. Собственно, еврорекомендации и были положены в основу проекта закона о языках.
Поэтому для авторов закона было неожиданностью, что прибывшие в Киев представители Венецианской комиссии — органа Совета Европы — с самого начала визита продемонстрировали негативное отношение к проекту. По информации издания, лидер фракции регионалов Александр Ефремов закончил дискуссию с ними на повышенных тонах. В результате появился проект выводов, где записано, что «защита русского языка может быть сомнительной с правовой точки зрения и повысить неоправданное напряжение в украинском обществе». Кстати, представители Венецианской комиссии в Киеве общались и со спикером Владимиром Литвиным. Видимо, после этого общения в их выводах появилась фраза о том, что «проект закона о языках, похоже, не будет рассмотрен в 2010-2011 годах».
По словам нардепа-регионала Вадима Колесниченко, за два дня пребывания в Киеве представители Венецианской комиссии всего 80 минут общались с авторами законопроекта — остальное время у них заняли встречи с его противниками. Отсюда и выводы.
«Я был в числе тех, кто встречался с членами комиссии, — рассказывает нардеп-нунсовец Ярослав Кендзьор. — Слушая рассказы о том, что в Донецке всего 15% украиноязычных школ, они очень удивлялись, что кто-то требует защиты русского языка. Мы объясняли, что русский язык в Украине в защите не нуждается».
«Венецианская комиссия политизирована, на нее влияют депутаты Европарламента от Европейской народной партии (союзник БЮТ – ред.), — считает немецкий политолог Александр Рар. — У многих в Европе есть ощущение, что Украина уходит в сторону России, отсюда негативное восприятие даже демократических инициатив власти. Вообще, для любой страны обязательны только резолюции ООН — в остальных случаях страна оставляет за собой право действовать так, как правильней для нее».
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”