Финансовая децентрализация. Правда или вымысел

Автор АТН

Научить регионы зарабатывать, а заодно и предоставить им долгожданную финансовую свободу депутаты совместно с правительством решили радикальным способом, отобрав у них часть государственных субвенций. В этом году на все регионы их выделят чуть больше 40-ка млрд гривен. Все остальные, необходимые для жизнеобеспечения средства придется изыскивать на местах. Увеличить денежные поступления местной власти предлагается за счет 2-х новых налогов – на недвижимость и акциза с продаж подакцизных товаров. Поступления от них направляются непосредственно в местные бюджеты и право устанавливать ставки, как и предоставлять льготы, делегируется местным советам. Правительство лишь вводит граничную ставку – на недвижимость до 2% минимальной заработной платы, и для акциза – 5% от продажной цены. Таким образом, насколько пополнится местная казна и насколько эффективно будут использоваться ее средства, будет зависеть также только от органов местного самоуправления. По мнению разработчиков Налогового кодекса, это и является долгожданной фискальной децентрализацией. Теперь налогоплательщики будут спрашивать с депутатов – куда пошли деньги, а те будут отвечать за принятые цифры.
Юрий Ганущак, эксперт Совета Европы:
Право регулювати ставки місцевих податків і зборів, воно з’явилося. І по платі за землю, і по платі за нерухомість. Це означає, що депутати, які будуть приймати рішення, будуть оподатковувати своїх виборців. І обсяг цих податків буде суттєвим.

О каких суммах будет идти речь, уже подсчитали харьковские налоговики. Так от налога на лишние квадратные метры поступления от физических лиц увеличатся в 2 раза, от юридических – процентов на 15. С учетом всех изменений в 1,5 – 2 раза увеличатся поступления от налога на землю. Так же местная казна пополнится за счет измененных процентов от налогов и сборов государственных. Теперь это – 10% от налогов на прибыль с предприятий, 55% экосбора, админштрафы.
Валентин Фесюнин, и.о. начальника ГФС в Харьковской области:
Мы посчитали по налогообложению, по базам налогообложения, то местные бюджеты должны, если все будет с инфляцией, все остальное, то должны получить больше. И естественно деньги эти пойдут на то, что вчера и сегодня поднимали вопрос – на больницы, на уплату, на строительство дорог.

Между тем на прошедшей бюджетной сессии облсовета депутаты уже не досчитались почти 200 миллионов. Причина все в тех же налоговых изменениях. Часть налога с физических лиц, которая всегда была основой доходов местных бюджетов, теперь сократилась до 15%, стала меньше и часть ренты за использование недр. Дефицит финансов – обычная проблема, а вот что с ней делать – зарабатывать, отвечают в облсовете. Но без полномочий, предусмотренных программой реформирования местного самоуправления, сделать это будет сложно.
Сергей Чернов, председатель облсовета:
Зміни до Конституції не вносились, пакет законопроектів був розглянути тільки в частині одного закону і прийнятий про співпрацю територіальних громад. Решта законодавчих актів, тих, які прописані в бюджетному кодексі, ну як приклад, право на добровільне об’єднання територіальних громад, і таке формулювання вже використане в змінах до бюджетного і податкового кодексу, ще не прийняті.

Но как раз возможностей самостоятельно заработать обновленный Налоговый кодекс регионам и не предоставляет. Несмотря на перетасовку налогов – одни – неэффективные – отменили, другие укрупнили – и вместо 22-х вышло 11 – полномочий по администрированию налогов, которые приносят основной доход, у муниципалитетов нет, поясняет доктор экономических наук Юрий Иванов. Вместо того чтоб предоставить регионам выбирать налоги, исходя из собственной базы налогообложения, большинство из них государство продолжает контролировать.
Юрий Иванов, доктор экономических наук:
Что надо отдавать в местные бюджеты: алкоголь, топливо или часть налога на прибыль? Если сравнивать вот эти вещи, конечно, часть налога на прибыль. Потому что органы местного самоуправления могут каким-то образом воздействовать на инфраструктуру бизнеса, помогать бизнесу в регионе.

Получается, что для пополнения бюджета, говорит экономист, местные власти должны быть заинтересованы продать как можно больше, например, алкоголя и по более высокой цене. А значит в бюджетах, которые будут утверждать в ближайшее время, местные советы заложат самые высокие ставки по местным налогам. Не исключено и использование рычагов давления на средний и мелкий бизнес. Предприниматели боятся, что на них будут делать планы по штрафам, часть из которых также пополняет бюджет.
Александр Чумак, президент “Ассоциации частных работодателей”:
Планы по штрафам остаются, и поскольку часть штрафов поступает в местный бюджет, то естественно местным органам власти, исполнительной, тоже выгодно на бизнес давить, для того, чтоб обложить их штрафами. Это дополнительные поступления в бюджет. Такие риски на сегодняшний день тоже есть.

Какой путь изберут местные слуги народа, пока точно не ясно. Но то, что народные депутаты ВР уже решили пополнять бюджет не за счет поиска возможностей привлечения средств тех, кто уходит от налогообложения, а как всегда за счет карманов граждан, у многих специалистов не вызывает сомнений.
 

Финансовая децентрализация. Правда или вымысел 7Финансовая децентрализация. Правда или вымысел 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше