То, что именно на Геннадии Кернесе замкнуты все городские процессы – как коммунальные, так и общественные, признают и сторонники, и противники мэра, и сторонние наблюдатели. Он имеет фактически неограниченное влияние не только на харьковскую милицию, но и на прокуратуру и суды. Это демонстрируют как народные выступления в Харькове по местным вопросам, как например борьба за и против дороги в парке Горького, так и политические пристрастия городского головы. Пока он демонстрировал поддержку режиму Януковича, милиционеры не обращали внимания на то, как гопники бьют евромайдановцев, более того, во многом содействовали им.
Как только Кернес развернулся и заговорил о единой Украине, в Харькове начались задержания сепаратистов. В Луганске и Донецке этого не происходит до сих пор. Также как и милиция, свои политические пристрастия резко изменили и бюджетники – зимой они выходили под флагами Партии регионов, летом уже – под национальными. Да и сами радикалы, как пророссийские, так и правые финансировались, по данным СМИ, из одного кармана городского головы. Недаром “Патриот Украины” – организация которая вошла в “Правый сектор”, помогала “Триолану” – провайдеру, которого связывают с харьковским мэром, – бороться с конкурентами. В тоже время как и финансированием боевиков “Оплота”, предполагают источники, занимался Кернес. Недаром он появился на Рымарской, во время смертельного столкновения радикалов, а после того, как мэр публично отрекся от движения людей с георгиевскими ленточками, они хоть и стали называть его предателем, масштабных митингов больше не собирали.
Однако факт покушения, и как минимум долгого отсутствия Кернеса в городе, вызывает опасения. Впереди майские праздники, которые традиционно сопровождаются демонстрациями: День Победы и 11 мая – дата, так называемого, донецкого референдума. Отсутствие мэра, считают скептики, может привести к тому, что сепаратистские волнения в городе станут неуправляемыми. Однако политологи хотя и говорят, что отсутствие мэра – дестабилизационный эффект, однако другие службы и вертикали власти легитимны и работают в обычном режиме. И сравнивать ситуацию в Харькове и на Донбассе не стоит.
Юлия Биденко, политолог:
В Харькове сейчас достаточно стабильная обстановка, которая существенно отличается о того, что происходит в маленьких городах Донецка и Луганска, где вышли на авансцену криминалитет и маргинальные, даже не политические, а полуполитические и криминальные фигуры. Харьков – самостоятельный механизм, мегаполис, который способен действовать с помощью сил саморегуляции. Большое количество участников общественных организаций не будут сейчас дестабилизировать обстановку, особенно учитывая, что участники георгиевского протеста деморализованы.
Валерий Рубан, политолог:
Я не думаю, что у нас возможен всплеск напряженности, я не исключаю провокаций – люди будут отмечать 9 мая, выйдут с георгиевскими ленточками и если силовики удержат правых под контролем, и удержат, чтобы они кого-то били как во Львове бывало, как в Киеве это было, то все пройдет достаточно спокойно. Естественно, возникает вопрос – всплеск напряженности.
В облгосадминистрации в принципе заявляют, что не понимают, почему напряженность в городе и ее отсутствие связывают с Геннадием Кернесом. Мол, все контролирует милиция.
Василий Хома, заместитель губернатора:
Мені не відомо, щоб він контролював якісь громадські организації, а міліція дії по закону, й в сьогоднішніх умовах говорити про те, що хтось контролює міліцію, є начальник ГУМВС, призначений два місяца назад, людина самостійна, я думаю, що сьогодні контролює областного начальника МВС міністр МВС, який його призначав.
В то же время эксперты не скрывают, если на спокойные праздники они еще надеются, то ближе к выборам напряжение в обществе может возрасти. И решать конфликты придется скорее всего без Кернеса – он вряд ли к этому времени сможет вернуться в Харьков.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”