Те, кому придётся остаться в буферной зоне – репортаж из зоны АТО

Автор АТН

Луганчанин Андрей и сейчас живет фактически в буферной зоне. Практически каждый день он проезжает как минимум два блокпоста – украинский и ЛНР. Его дом на территории подконтрольной регулярной армии, а работает мужчина на территории подконтрольной террористам. Говорит, что к такой жизни уже привыкли и он, и его семья – жена тоже каждый день ездит с ним на работу в ЛНР.
Андрей, житель Луганской области
Проверяют как вот здесь, проверили и поехали. И там вот около пожарки. Туда проезжаем – проверяют, и сюда проезжаем – проверяют. Мы показываем как пропуска ДНР и ЛНР. – Привыкли жить в такой системе? – Привыкли. А что? Нам сейчас живется нормально, тихо, все спокойно. – А ожидаете, что возобновится стрельба или сюда зайдут украинцы, или русские, или ЛНР? – Да вроде не должны, сейчас пока тихо, а как там будет.

Что именно изменится в их жизни, когда эта территория станет буферной зоной, ее жители в большинстве своем не понимают. К отдаленной канонаде, БТРам на дорогах и перебоям с поставками продуктов в магазинах по ту сторону от блокпостов ЛНР люди привыкли. Не привыкли к тому, что и этот полумир может рухнуть.
Поэтому к любым расспросам относятся с настороженностью, камер избегают и уверяют, что не поддерживают ни тех, ни других.
Нам так, чтобы все поотходили, мы бы жили нормально – и те, и другие? – да чтоб мы жили спокойно как раньше.

Украинские военные, которые сейчас находятся непосредственно на линии фронта, уверяют: местные жители здесь в большинстве своем привыкли быть любезны с людьми с оружием, не важно с какой стороны – днем им улыбаются, а ночью сами могут взяться за автомат. Поэтому на передовой, особенно в добровольческих отрядах к известию о создании буферной зоны относятся с неодобрением. Уверены, как только они дадут слабину, вторая сторона сразу этим воспользуется.
“Монах,” батальон “Айдар”
Я думаю, это буферная зона для того, чтобы сюда вошли террористы. Мое личное мнение. Мне кажется, что те люди, которые сливали Майдан, сейчас сливают всю нашу страну.

Кадровые военные настроены не так критично. Говорят, что отвод тяжелой техники на 15 километров от линии фронта спасет жизни как бойцов, так и мирных жителей, которые попадали под обстрелы “Градов.” Однако при условии, что и у украинцев будет достаточно более легкого вооружения, не попадающего под договоренности – стрелкового и некоторых типов минометов, – чтобы отвечать на обстрелы со стороны террористов. Сейчас они чаще всего используют именно его, говорят военные.
Виктор Николюк, командир 92 механизированной бригады
Вопрос не в том, что будет тяжело стоять. Вопрос как будет поддерживаться перемирие той стороной. У нас есть четкие указания не открывать огонь. Мы открываем огонь только в крайнем случае, когда видим человека, который по нам стреляет, во всех остальных случаях мы просто занимаем убежище и ждем, когда закончится обстрел. Если та сторона поймет, что мы не собираемся стрелять, захватывать новые территории, то будет полегче. До того момента оно будет так.

Но в то, что та сторона будет придерживаться условий буферной зоны не верят ни военные, за время перемирия в зоне АТО уже погибло 30 бойцов, – ни сами жители Луганска. Несмотря на то, что накануне зимы часть переселенцев возвращается в свои города, как жить на территории, у которой фактически нет законного статуса непонятно.
Переселенка из Луганска
У нас там очень страшно сейчас жить, но каждый хочет вернуться в свой дом. Вот не хотела говорить, видите, слезы. Но дом есть дом. Там у нас в Луганске свой дом, своя квартира, свое все. Внучка кричит, я хочу в свою комнатку, конечно, планируем домой. Главное, чтобы там было все хорошо.

Если все-таки цель создания этих буферных зон, то, наверное, бессмысленно туда возвращаться. Нужно будет строить свою жизнь – где-то либо ехать на заработки, допустим в Польшу, либо как-то на Украине строить заново свою жизнь, но в этих зонах будет очень сложно существовать нормально.

Тем не менее, на местах разным сторонам иногда все-таки удается договориться о нормальном существовании гораздо эффективнее, чем большим политикам. К примеру, в городе Счастье, Луганской области, украинские военные договорились с сепаратистами о своем маленьком, локальном перемирии – решили открыть школу и оградить ее от военных действий, чтобы дети могли учиться.

Те, кому придётся остаться в буферной зоне – репортаж из зоны АТО 1Те, кому придётся остаться в буферной зоне – репортаж из зоны АТО 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”