В Харьковском театре кукол уже подходила к концу работа над спектаклем «Трехгрошовая опера» по Брехту, когда вошел в силу закон об авторском праве. Украинское Агентство по охране авторских прав выдвинуло условие – получить разрешение наследников писателя. Одно из требований, которое содержало завещание Брехта, оказалось совершенно невыполнимым. В нем говорится, что опера должна исполняться в сопровождении живого симфонического оркестра. В театре кукол нет своего оркестра, нет оркестровой ямы, камерный театр рассчитан только на самих артистов и их зрителей.
“Оркестра у нас нет, это дорогое удовольствие мы себе позволить не можем, но петь мы будем сами”
Евгений Гимельфарб режиссер-постановщик,
“ Они нам сказали, пожалуйста, берите, но чтобы не поменяли буквочки ни одной, вот как был поставлен Брехтом в его бытность, вот скопируйте пожалуйста, а уже 21 век, у нас уже мышление другое, мы не можем так занудно, тошнотворно ставить.”
Тогда режиссер театра сделал то же самое, что когда-то сделал Брехт, он нашел первоисточник, пьесу Джона Гея, написанную еще в 18 веке. Его родственников в живых не оказалось и поэтому театру не пришлось просить разрешение на постановку. Действие пьесы адаптировали к современности, и оказалось, что тема нищенства, как способа существования, процветающего бизнеса и духовного обнищания сегодня очень актуальна.
Алексей Рубинский народный артист Украины
“ Психология нищенства как была тогда и сейчас, и даже очень многие модели позаимствованы или переходят по наследству , из одной эпохи в другую, потому, что и сейчас нищие это тоже клан, это организация и как оказывается хорошо организованная организация.”
Премьера спектакля «Опера Жебраків» на вечернем взрослом сеансе прошла с аншлагом. На этот раз театр вышел из ситуации без потерь, но в будущем соблюдение авторских прав может не в лучшую сторону отразиться на репертуаре театра, если авторы или их потомки будут ставить невыполнимые условия для постановки спектаклей.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”