Вузы и инклюзия: с какими проблемами сталкиваются дети с инвалидностью

Автор АТН

Зрение у Кати плохое от рождения. Девушка 12 лет училась в специализированном учреждении для детей с нарушениями зрения, потому что без сильных очков она почти ничего не видит. Катя с детства хорошо усваивала точные науки, а в этом году она стремится стать студенткой механико-математического факультета Каразина. Третья группа инвалидности для этой девушки – не приговор, она упорно готовится к ВНО, ходит на вузовские подкурсы да еще и дома учится. Катя уже написала два ВНО – по украинскому языку и математике, а впереди еще – физика.
Катя Назаренко, выпускница
Для меня лично сложностей не было, поскольку вот на украинском языке была всего одна картинка. Там особо не надо было ничего смотреть, поскольку там был текст. На математике были графики, но они были четкие и нормально прорисованы.

Катя уже сейчас знает – ей в университете будет сложнее, чем другим. Ведь весь материал по ее специальности надо списывать с доски. Катя же даже в очках видит лишь на несколько метров вперед.
Катя Назаренко, выпускница
Например, когда я ходила на подкурсы, мне спокойно разрешалось, я могла спокойно подходить к доске, могла просто с телефона фотографировать доску просто, чтобы мне было просто видно. Часть материала озвучивали с доски, разрешалось пользоваться компьютерами.

Выпускников, поступающих в вузы, в этом УВК ежегодно от 60% до 90%. Лица с инвалидностью имеют льготы при поступлении, однако все они готовятся по одной государственной программе. Для слабовидящих лиц уже несколько лет существуют тесты шрифтом Брайля, а с этого года шрифтом уже начали выдаваться и пособия для подготовки к ВНО.
Ольга Мацкевич, учитель математики
Є державна програма, яка є на рівні європейських вимог, тобто я думаю, що ми повинні так, чинити як ми зараз чинимо, тобто  створювати спеціальні умови в тому числі, що людина може легко прочитати знайомим їй шрифтом тести й дати відповідь на ті запитання, які там. Коли вони не здавали ЗНО, вони все одно складали вступні екзамени до вишів.

В школе обучение для слабовидящих детей отличается тем, что им нужен исключительно индивидуальный подход и как можно больше объемных вещей, которые можно воспринять на ощупь. Например – клавиатура шрифтом Брайля, объемные геометрические фигуры, линейки и тому подобное. Педагоги говорят: со временем они убедились, что для любого ребенка такое обучение будет полезным и интересным.
Елена Шевченко, учитель информатики
Так, це лего-конструктор, призначений він для віку 10+.  Допомогою цього конструктора можна вивчати математику,  інформатику та фізику. Найголовніше, що тут є – це мікрокомп’ютер, на який записується программа. Звичайно незрячим дітям складніше працювати з лего, тому що їм спочатку треба вивчити деталі кожну окремо й потім вже тільки починати збирати. Або вже дати готову зібрану модель – розібрати й зібрати.

Такие вещи помогают быстрее усваивать тему. Дети с недостатками зрения идут учиться на педагогов, массажистов, юристов, журналистов и тому подобное. В истории, вспоминает Ольга, есть даже те, кто работал в НАСА. Все зависит от склонностей и образовательной подготовки каждого ребенка.
Ольга Мацкевич, учитель математики
Є такі професії, які ви розумієте – вона не може бути лікарем, тому що при поганому зорі не завжди можна, діагноз встановлюється не тільки за аналізами, а й по зовнішньому виду людини. Але незряча людина може робити масаж, незряча людина може надавати якісь фізіотерапевтичні процедури, незряча людина може бути реабілітологом. Тобто дуже багато професій – все залежить від людини, наскільки вона адаптована.

А вот правозащитница отмечает: случай в этой школе – скорее исключение из правила, чем тенденция. Женщина уверена: вузы пока не приспособлены к детям с инвалидностью. Да и, собственно, лиц с инвалидностью нацеливают на только так называемые «полезные» профессии, без учета их потребностей. Вообще в Украине высшее образование получает лишь каждый десятый человек с инвалидностью.
Мария Ясеновскяа, правозащитница
Я могу утверждать, что ни один вуз полностью не приспособлен архитектурно  для потребностей людей с инвалидностью. Но самое основное, что нет еще такой тенденции, чтобы ребята с инвалидностью наравне с теми ребятами, у которых нет инвалидности, получали высшее  образование, то есть по-прежнему это скорее исключение, чем правило.

Также женщина добавляет: наиболее дискриминированными в образовательном пространстве остаются лица с подвидной инвалидностью, или те, кто страдает сидромом Дауна, аутизмом и тому подобное.
 

Вузы и инклюзия: с какими проблемами сталкиваются дети с инвалидностью 7Вузы и инклюзия: с какими проблемами сталкиваются дети с инвалидностью 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”