В ряде муниципальных СМИ с начала июня не устают тиражировать новость о том, что в Харькове городские власти сохранят бесплатный проезд для всех категорий льготников. Так, на ближайшей сессии горсовета депутаты будут настаивать на сохранении бесплатного проезда в метро и подчеркивают – на эти нужды будет уходить круглая сумма городских бюджетных средств, около 3 миллионов гривен в день. И обо всех без исключения льготниках директор департамента социальной политики говорить не берется.
Лариса Болгова, дир. Департамента труда и соц.политики Хар. горсовета:
На сегодня эти категории по программе будут просчитаны, но это не значит, вот их по реестру их 207 тысяч категории, что я перечислила, это не значит, что все они будут ездить в метрополитене. Будет сделан анализ и будут сделаны расчеты на какую сумму, но это очень большие деньги на самом деле.
Согласно постановлению Кабмина льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте частично могут потерять несколько категорий украинцев – участники войны, члены семей погибших ветеранов войны, люди с особыми заслугами перед Родиной, дети войны и инвалиды 3-й группы. Однако, в Минсоцполитики говорят, денег в госбюджете на 2015 год хватает абсолютно на всех льготников. Несколько категорий – это скорее рекомендация для местных властей, которые жаловались на недостаток средств. Поэтому, если харьковская мэрия решит оставить этим людям право на бесплатные поездки, то субвенцию на эти цели Киев выделит в обязательном порядке.
Александр Романюк, политолог:
Поскольку ряд горсоветов выступил, что это мало денег, им не хватает, то приняли “соломоново решение” – если не хватает, то вводите платный проезд и тогда Кабмин не будет вас финансировать, а если вы понимаете, что надо, то все остается по-старому, сейчас на этом многие пиарятся, что мол Кабмин отменил эти льготы, а мы оставляем. На самом деле – это не совсем верно.
По словам экспертов, не только в Харькове, но в других городах Украины чиновники спекулируют на постановлении Кабмина о льготах и умалчивают часть информации, акцентируя внимание на том, что деньги будут выделять именно городские власти, а не Кабмин, что не соответствует действительности. Это, как утверждают политологи – пиар накануне местных выборов, которые пройдут осенью
Валерий Дудко, политолог:
Один из таких знаковых моментов – это игра льготными категориями граждан. Запретить, дать, предоставить – это всё в определенной степени агитирует население на шаг в сторону мэра города. Рассмотрение льготы по проезду в метро является одним из шагов пиара для нашей мэрии, а точнее для возглавляющего город Харьков Геннадия Адольфовича Кернеса.
Харьковчане говорят, до конца разобраться кто конкретно будет выделять деньги и оставят ли им льготы на проезд – не могут. Но все же надеятся на чиновников, ведь пенсий и пособий едва хватает на другие первоочередные потребности.
Феодора Николаевна, льготница:
Все тарифы на жилплощадь, все льготы городским властям передали. Надеемся, что городские власти для нас заплатят.
Вера Григорьевна, льготница:
Честно говоря, я даже не знаю, кто его принимал, а то что отнять – это не они давали. У меня 50 лет стажа по горячей сетке. И хотят забрать. И пенсии у меня всего 1200, несмотря что по горячей сетке, а за квартплату сколько нам надо платить.
И экономисты, и политологи в свою очередь, подчеркивают, система начисления льгот в Украине носит запутанный характер, поэтому вокруг них всегда появляется масса вопросов. Льготы часто предоставляют тем, кто в них особо не нуждается. Например, работающие пенсионеры или госслужащие, которые имеют ежемесячный доход выше среднего могут спокойно обойтись без бесплатных поездок в трмвае или метро, а те, кто каждый день ездят на работу и имеют зарплату не выше 2 тысяч гривен должны только на проезд тратить половину дохода.
Виктор Елагин, зав.каф. соц. и гум. политики НАГУ при Президенте Украины:
В год где-то до 20 млрд гривен уходит на льготы, которые, в-принципе, некоторым категориям и не нужны. Это касается тех же пенсионеров, они разные, у кого-то есть автомобиль, они на них ездят, при чем много, либо другие, которые не надо. В этом – самое главное – персонифицировать, второе – надо все-таки сделать их такими, которые отвечали бы необходимости. кому они нужны и кому не нужны.
Поэтому, говорят эксперты, и правительству, и местным советам нужно рассматривать каждый случай в отдельности, как это делают в Европе, учитывая доходы и социальный статус человека и уже затем решать нужна ли определенная льгота тому или иному украинцу.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”