На фоне революционных противостояний местные советы продолжают принимать бюджеты. Сегодня за него голосовал областной совет, на прошлой неделе – городской. Оба главных финансовых документа региона были приняты на основе бюджета государcтвенного, одобренного 16 января, вместе со скандальными диктаторскими законами. Однако если последние оспариваются, то о бюджете практически никто не вспоминает. Хотя, говорят экономисты, он содержит немало рисков. В будущем году правительство ожидает роста ВВП на 3%. Инфляции – не больше 4,3%. Эти показатели будут выполнены, если совпадет слишком много факторов.
Сергей Беренда, преподаватель экономики ХНУ им. Каразина:
Прогнозы правительства на 2014 год немного завышены. Плюс наблюдается падение экономического роста у наших партнеров. Это тоже приведет к тому, что рост по экономическим операциям, он замедлится. Соответственно мы можем говорить о том, что реалистичность прогноза базируется ни на одном факторе – только торговом. А и на том, как мы сможем продать свою государственную собственность по проекту приватизации, насколько мы сможем удержать инфляцию.
Украина, говорит эксперт, слишком зависима от внешних факторов, в том числе возможных спадов мировых рынков. Все это будет влиять на уровень инфляции. Как и колебание курса валют. Но все показатели бюджета ориентированы на то, что доллар останется в коридоре 8,2/8,5. Банкиры считают, что этот прогноз реален. С одним но – если политическая ситуация стабилизируется, а предприятия начнут работать.
Марина Юрченко, управляющая филиалом банка “Финансы и кредит”:
Если ситуация в нашей стране будет стабильна, то, конечно, на этом уровне, возможно поддерживать этот курс. Но для этого ситуация должна успокоиться, никого не должно лихорадить, предприятия должны работать, мы должны производить операции экспорта, импорта, и поддерживать платежный баланс. Тогда у нас и с курсом все будет хорошо.
Экономисты уверены, защищенные статьи – это выплаты бюджетникам, пенсии – будут выполняться, даже заложен небольшой их рост. Как минимум до Президентских выборов. Но украинская казна рассчитана на проедание, а не на развитие. И даже при этом, изначально, в законе заложен немалый бюджетный дефицит – граничный его показатель составляет 59,5 млрд гривен, или 3,6% ВВП. Причем не из-за роста расходов на социальные программы. Уменьшено финансирование инвалидам, онкобольным, чернобыльцам, и на всю медицину в целом, в то время как увеличено финансирование силовиков и содержание Президента. При этом, правительство даже не подумало обойтись без кредитов. Свои немалые расходы оно как раз и думало покрыть за счет российского кредита. Если Москва передумает – не из-за политической ситуации, а из-за возможного снижения кредитоспособности Киева, – то придется снова просить у МВФ. Иначе Украину ждет дефолт. И если полгода назад можно было еще подготовить и как-то защитить население от сопутствующих взятию кредита подорожаний, то в этом случае удар будет немедленным и очень болезненным.
Сергей Беренда, преподаватель экономики ХНУ им. Каразина:
Это сопряжено с серьезными изменениями в ценах, в доходах, в денежных потоках. Начиная от распределения газа, цен ЖКХ, и так далее, так далее будет, если это произойдет. Мне так кажется, что дефицит объявляется такой большой, некоторые утверждают явный дефицит, есть еще скрытый. Но этот скрытый дефицит будет реализовываться тем, что не будут финансироваться программы или частично будут финансироваться.
При этом, принимая региональные бюджеты, депутаты из большинства неосмотрительно голосуют за программы регионального развития в надежде, что доходы каким-то чудесным образом возрастут. В Харьковском горсовете, к примеру, приняли программу, которая предполагает, что доходы вырастут более, чем на 200 миллионов за счет отчислений с заработной платы и сборов с предпринимателей, а эти деньги будут направлены, в том числе, на капитальный ремонт ЖКХ – 92,5 миллионов, и почти 503 миллиона на внешнее благоустройство города. В области тоже, никаких проблем с выполнением бюджета-2014 не видят, даже при смене правительства. Говорят, найдут деньги и на сохранение культурных памятников, и на строительство социальных объектов. Вот только получается, что при таких амбициозных планах, харьковское руководство, которое всегда не прочь похвастаться экономическими достижениями, не готово заявить о росте ВВП более чем на 1%, что гораздо ниже, чем государственные показатели.
Игорь Райнин, экономист, депутат фракций “Батьківщина”:
Такая скромная задача на 2014 год, как рост на1,5 процента, не окажет стабилизующего фактора на региональный промышленный комплекс. На этом фоне увеличение валового производства сельского хозяйства на пол процента и планируемое отрицательное сальдо во внешней торговле почти в пол миллиарда долларов США вообще вызывает сомнения, что данная программа способна обеспечить именно экономическое развитие региона.
Критика оппозиции вызывает неожиданную реакцию регионалов. Люди, которые четыре года обещали, что ведут народ к светлому будущему и стабильности, признали: уже более года в стране стагнация. Какого развития экономике можно требовать?
Сергей Авершин, дир. департамента экономики ОГА в Харьковской обл.:
В течение двух с половиной лет экономического падения всех показателей, то в течение следующего года ожидать получить рост в 5 -10 %, просто смешно.
Решение предложил доктор юридически наук, губернатор, Михаил Добкин.
Михаил Добкин, губернатор:
Вариант есть, давайте не будем давать деньги этим дармоедам в Западные регионы, и нам хватит средств для того, чтобы реализовать наши серьезные и амбициозные программы по развитию Харьковской области.
При этом, он видимо не учел последних экономических показателей. Оказывается, если Харьков кого-то кормит, так это Донбасс. И то, исключительно за счет добычи газа. Именно Донецк и Луганск, в статистических отчетах, признаны самыми дотационными. В то время как Львов уже давно работает в плюс.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”